Обеспечение личной безопасности при поступлении угроз по телефону


Если вам угрожают по телефону, рекомендуем следующее:
- снимая трубку, не называйте себя и не повторяйте ваш номер, говорите только 'Алло';
- никогда не рассказывайте ничего о себе и не говорите, что вы одни,
- если у вас установлен автоответчик, не записывайте своего имени и номера телефона и не говорите, что вас нет дома или что вы в отпуске. Автоответчик должен сообщать только то, что в данный момент вы не можете подойти к телефону;

- если звонящий спрашивает ваше имя и номер телефона, спросите, кто именно и какой номер телефона его интересует, а в ответ скажите - туда или не туда он попал;
- позаботьтесь о том, чтобы и другие члены вашей семьи придерживались этого порядка;
- если звонок вам неприятен, постарайтесь не показывать раздражения и не вступать в разговор. Положите трубку рядом с телефоном на несколько минут. Можно вынуть телефонный шнур на некоторое время из розетки;

- если звонок повторится, снимите трубку, но ничего не говорите, звонящий по делу заговорит первым;
- постарайтесь воспользоваться магнитофоном. Магнитофонная запись угрозы может быть представлена милиции, службе безопасности или детективно-охранной фирме для проведения необходимых по защите мероприятий;
- если у вас нет магнитофона и телефона с определителем, используйте телефон соседей. Пока вы разговариваете со злоумышленником, член вашей семьи звонит на телефонный узел или по телефону "02" для выяснения номера телефона угрожающего вам лица;

- прежде всего, следует выяснить причины и мотивы угрозы, уяснить, чем вас конкретно пытаются шантажировать: в начале разговора и в последующем стремитесь показать, что сообщаемые звонящим сведения воспринимаются как недоразумение и вас не волнуют. В таком случае звонящий может коснуться, содержания, источников получения информации и т.д.

Однако, когда компрометирующая информация имеет серьезный характер, постарайтесь познакомиться с ее полным содержанием. Нередко звонящий пытается передать нечто на словах, не подтверждая в последующем документально. Ваша позиция при этом должна быть твердой: "До тех пор пока я не увижу информацию в полном объеме, продолжать разговор не намерен". Важно увидеть копию документа, а не реферированный материал. Не зная, насколько полной информацией располагает звонящий, вы, даже выполнив его условия, можете через некоторое время снова
встретиться с ним и по тому же поводу.

Необходимо также выяснить, перед кем вас хотят скомпрометировать. Поэтому нужно прямо спрашивать: "Кому вы намерены передать эти материалы в случае моего отказа?". На данный вопрос необходимо получить конкретный ответ. Это позволит вам заявить, что этому человеку он может передавать данные материалы и что вас не следует больше беспокоить. Если ответ не получен, постарайтесь выяснить, когда материалы будут переданы. Исходя из этого, можно решить, что следует
предпринять в оставшееся время.

Получив исходную информацию и оценив ее, принимайте решение. Можно попросить время на размышление. Если получен положительный ответ, продумайте спокойно, как можно избежать нежелательных последствий, посоветуйтесь.

Попробуйте спокойно оценить, что вы теряете, если звонящий в ответ на отказ реализует свою угрозу. При этом надо помнить, что некоторая информация о прошлом имеет свойство обесцениваться, а также о том, что информация может быть ложной. Наверняка согласие с этим человеком вас еще больше скомпрометирует. Поэтому лучше отказаться от сделки, чем приобрести еще более серьезную угрозу собственной безопасности в будущем.

Особое внимание следует обратить на выяснение сведений о собеседнике. Обращайте внимание на все детали:

- междугородним или местным был звонок;
- с чего начал разговор ваш собеседник, представился ли он, спросил, с кем говорит или начал сразу угрожать;
- манера речи - спокойная и уверенная, невнятная и бессвязная, вежливая или непристойная, озлобленная или равнодушная, эмоциональная или бесцветная;
- характеристики голоса - тембр, громкость, хриплый, явно нетрезвый, быстрая или медленная речь, внятная или нет, с заиканием, с акцентом, дефектами речи;

- наличие посторонних шумов, сопровождавших разговор, транспорта (поезда, автомашины, гула метро), уличного шума, телефонных разговоров, другого голоса, подсказывающего, что говорить;
- в случае невозможности зафиксировать телефонный разговор с помощью технических
средств сразу же после поступления угрозы запишите все, что вы услышали по
телефону.

О поступившей угрозе информируйте службу безопасности Вашего предприятия, милицию и своего руководителя.

Сегодняшний рынок средств защиты и контроля телефонной линии достаточно широк и разнообразен. Разнообразность средств защиты является прямым следствием распространенности именно телефонного шпионажа (здесь и далее пойдет речь именно о прослушивании переговоров в телефонных сетях общего пользования или, другими словами, в простых телефонных линиях). Как видно из обзора методов получения конфиденциальной информации перехват переговоров в телефонных сетях общего пользования является наиболее информативным и, соответственно, наиболее эффективным. Еще одними из немаловажных факторов, влияющих на широкое распространение этого метода, являются простота и относительная дешевизна ведения телефонного перехвата. Существующие средства ведения прослушивания телефона легко устанавливаются (доступ в интересующие помещения осуществлять не надо), менять источники питания, в большинстве случаев, нет необходимости, практически они вечны (если питаются от линии). И, конечно же, русское "авось" - сколько раз я слышал в эфире такой диалог: "Это не телефонный разговор", "Да ладно тебе", и далее шла информация такого плана, что у меня волосы дыбом вставали. А ведь не так давно почти у каждого телефона висел плакат "Не болтай у телефона! Болтун - находка для шпиона!". Все эти факторы и побуждают лиц, решивших получить интересующие сведения, использовать телефонные съемы и ретрансляторы. Что-то я ушел в сторону от темы. Так вот, в этих условиях и развернулся рынок средств защиты и контроля телефонных линий, классификация которых приведена ниже.

1. Блокираторы телефонов.
2. Устройства защиты от ВЧ-навязывания и микрофонного эффекта.
3. Анализаторы телефонных линий.
4. Устройства активной защиты телефонных линий.
5. Универсальные устройства защиты телефонных линий.
6. Скремблеры.
7. Выжигатели средств съема.


Основным назначением блокираторов телефонных аппаратов является пресечение попыток использования платных сервисов доступных через данную телефонную линию, а также прослушивания разговора с помощью параллельно включенного телефона. Таким образом, блокираторы в большей степени защищают телефон от пиратских покушений на Вашу линию.

Защита от методов снятия конфиденциальной информации путем высокочастотного навязывания и за счет микрофонного эффекта в настоящее время не очень актуальна. Звонковый и микрофонный эффекты характерны для старых аналоговых телефонных аппаратов, которые в настоящее время ушли в прошлое. Так что тратить деньги на эти устройства уже нет смысла.

Анализаторы телефонных линий можно разделить на индивидуальные сигнализаторы и тестовые комплекты. Индивидуальные сигнализаторы устанавливаются на заранее проверенную линию и служат для контроля параметров телефонной пары. Часто такие сигнализаторы называют "телефонными стражами". Телефонный страж обычно выполняется в виде розетки с двумя светодиодами: зеленый - "Линия чиста", красный - "Тревога! Параметры линии изменились". Плюсом таких стражей является простота эксплуатации, минусом - высокая вероятность "ложной тревоги". Тестовые комплекты предназначены как раз для проверки линии специалистами. Такой комплект посылает в линию зондирующий сигнал и анализирует ответный сигнал, по которому определяет наличие в линии каких-либо радиоэлементов, присущих цепям съема и передачи информации.

"Лучшая оборона - это нападение" - таким принципом пользуются устройства активной защиты телефонных линий, часто именуемые "телефонными подавителями". Телефонный подавитель осуществляет зашумление верхнего звукового диапазона, ухудшая тем самым соотношение сигнал/шум на входе устройств съема информации. В реальности подавитель шумит в линию так, что говорить не возможно (вот утечки информации Вам и не будет:) ).

Преимущества анализаторов, подавителей и блокираторов гармонично сочетают в себе универсальные устройства защиты телефонных линий. Они также устанавливаются на "чистую" линию, работают в двух режимах: обнаружение и подавление. При любом контактном подключении к линии прибор подаст Вам сигнал тревоги, после чего Вы можете включить режим подавления. Помеха, подаваемая в линию, действует на участке от прибора до АТС, выводя все средства съема из рабочего состояния. Данный класс устройств защиты является наиболее приемлемым для обеспечения безопасности телефонных переговоров. Главный минус таких приборов - неспособность защитить разговор абонента от СОРМ - системы оперативно- розыскных мероприятий, проводимая субъектами ОРД: ФСБ, СВР, МВД.

От СОРМ частично может спасти только следующий класс устройств защиты телефонных переговоров - скремблеры. Телефонные скремблеры - это устройства шифрации - дешифрации речевых переговоров. Так как любой код и шифр можно вскрыть и, в конце концов, добраться до Вашей информации, то скремблеры только снижают оперативную ценность расшифрованного разговора. К примеру, Вы накануне обсуждали по телефону важную встречу, используя скремблирующее устройство. Ваш разговор был перехвачен, но результаты дешифрации агенты (это злые дядьки такие) получили на следующий день после встречи. Таким образом, для агентов потеряна оперативная ценность информации, за которую они так боролись.
Сам скремблер представляет собой черную (серую, белую) коробочку, размещаемую рядом с Вашим телефонным аппаратом. Такая же коробочка должна быть у всех абонентов, разговоры с которыми Вам необходимо засекретить. Порядок действий со скремблером такой: Вы дозваниваетесь до абонента, оба включаете свои скремблеры, ждете пока они настроятся друг на друга, и после этого начинаете разговаривать. Снимать параллельный телефон и слушать зашифрованную речь опасно для жизни - можно со смеху лопнуть, слушая хрюканья, хлюпанья и заикания обоих абонентов. Вообще зашифрованный разговор чем-то напоминает речь двух аборигенов из племени Мумба- юмба. Вот такой Он - НОФЕЛЕТ ДЛЯ ТЕЛЕФОНА.

Последний класс приборов защиты телефонной линии это выжигатели средств съема. Работает выжигатель достаточно просто, как электрошокер: в линию подается малый ток высокого напряжения. Жух! И все жучки сгорели. Приобретать такую вещь нет смысла, так как чистка телефонной линий удел специалистов, да и стоит он денег немалых. Таким образом, из всех средств защиты и контроля телефонных сетей общего пользования наиболее эффективными по критериям защиты и эксплуатации являются универсальные устройства защиты и скремблеры.

 

Защита телефонной линии

В тех случаях, когда вы хотите защититься от несанкционированного доступа к телефонной линии более простым способом, можно воспользоваться схемой, представленной на рис. 1.Это устройство блокирует как набор номера, так и вызывной сигнал.

 

 


Рис.1

Его удобно выполнить в виде отдельной вилки, подключаемой вместо телефонного аппарата (например, при длительном вашем отсутствии).

 

 

 

 

Автор: Илюшко.А.В.                                                                                                                                2008 г.